Плюсы и минусы нового закона о ЖИЛЬЕ

Нoвaя жизнь для жилищнo-кoммунaльнoгo xoзяйствa Укрaины стaнoвится ближe. Прoeкт зaкoнa o ЖИЛЬE гoтoвится прoйти втoрoe чтeниe.

Дoп. инфoрмaцию

Глaвнaя нoрмa, кoтoрaя всeгдa вызвaлa бурныe oбсуждeния, — ввeдeниe пeни зa нeсвoeврeмeнную oплaту КOММУНAЛЬНЫX услуг. В 1990 гoду ee oтмeнили, нo сeйчaс oпять предложение реанимировать.
Хотя авторы законопроекта и предлагают пеню в 0,1-0,01% за каждый день просрочки, но не более 100% от общей суммы задолженности), однако, хотят войти в ее расчете с первого дня просрочки, то есть с первого дня следующего календарного месяца.
В случае принятия документа граждане будут платить пеню 1 января 2018 года, С той же даты, граждане смогут требовать администратора и исполнителей коммунальных услуг компенсации, за превышение нормативных сроков аварийно-восстановительных работ.
Предъявлять к управляющим квалификационные требования к профессии «менеджер (управляющий) жилого дома», согласно проекту закона, может только с 1 января 2019,
Не стоит забывать, что обслуживающая организация все равно может обратиться в суд для взыскания задолженности.
«В случае, если долг превышает 10 минимальных заработных плат (32 тыс. грн.), то должник может лишиться квартиры или нежилого помещения», — заметил UBR управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз.
Кроме того, проект закона предлагает введение понятия «индивидуальный потребитель» и «коллективного потребителя».
Индивидуальный потребитель является владельцем или пользователем жилого помещения, с которым заключен договор на предоставление коммунальных услуг.
Коллективным потребителем является юрлицо, уполномоченное заключать договоры с жильцами. Условия коллективного договора являются обязательными для всех потребителей.
«Если мы говорим об одном и том же пеню за просрочку оплаты услуг, может возникнуть ситуация, в которой все жильцы будут платить за одного должника. А в дальнейшем взысканию задолженности к она будет уже проблема коллектива», — отметила юрист Екатерина Гутгарц.
Стоит отметить, что проект закона предусматривает введение платы за абонентское обслуживание, дополнительные выплаты, если это индивидуальный договор.
С одной стороны, потребитель более выгоден коллективный договор, а, с другой, находится под угрозой «коллективная» ответственность, да и претензий к исполнителю, он будет в состоянии представить только через коллективный договор администратора.
Есть в проекте закона и нововведения, расширяющие или уточняющие права себе потребителей коммунальных услуг. Например, право на отключение от централизованной системы теплообеспечения или право не оплачивать услуги в случае временного отсутствия (более 30 дней), бесплатно получать от исполнителя информацию о ценах и их структуры, и так далее
Приятным инноваций станет пункт, который предусматривает право потребителя проверить количество и качество жилищно-коммунальных услуг, который сможет стать новым аргументом в суде, споры с ЖЭКами.
«В документе также указано, что в случае перерыва в предоставлении услуг по устранению последствий аварии исполнитель обязан информировать потребителя об этой паузы не позднее трех часов с начала», — отметил ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.
Согласно информации, ProfiDOM.com.ua в два раза сократилось и время прибытия исполнителя услуг по вызову потребителя — не более одного дня. И если поставщик услуг или администратор, в течение пяти рабочих дней не отвечает на требования потребителя, изложенные в акте-претензии, такие требования считаются признанными.
«Кроме того, проект закона предусматривает возможность индивидуального потребителя отключить для ненужностью централизованного тепла и горячей воды, в то время как в прошлой редакции это решение должно быть коллективным для всего блока», — сказал юрист ЮК «Волшебник» Ярослав Борка.
Кроме того, законопроект позволяет поставщикам услуг, а не только приостановить предоставление их, а также осуществлять остановку в случае неуплаты. Важно отметить, что поставщики услуг, законом предоставляется право войти с потребителем в судебном порядке.
«Законодатели дали также защиты и для потребителей — остановка или приостановка услуг из-за неоплаты не может быть выполнено, в случае, если качество и/или объем услуг, не соблюдает договор», — сказал старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин.
Согласно документу, потребители будут обязаны предоставлять поставщика сервис в дом/квартира, чтобы «проверить» показатели измерения (счетчики). Однако, вот, что потребитель обязан представить поставщику показателей, доступных индивидуальных средств учета. В результате, смешать обязательства — в случае, если проверка, а в случае, если предоставление показаний.
«Соответственно, для того, чтобы обеспечить показатели, пусть и не обязательно, а форма предоставления устанавливается контрактом», — добавил Шевчишин.
Что касается ремонтных работ в местах общего пользования, их проведение является обязанностью начальника блока. Менеджер может быть ОСМД или другая организация, физлицо-предприниматель, которые будут выбирать сами жильцы. В то же время, в случае, если повреждение происходит по вине конкретного потребителя, то вы должны его исправить в одиночку.
На сегодняшний день организацией, обслуживающей дом (жэк, частная компания, ОСМД) несет ответственность за состояние коммуникаций (электрические сети, трубы водоснабжения и др.) перед входом в квартиру или нежилое помещение.
«Предлагаемые же проектом закона в этом режиме меняется, теперь владельцы квартир и нежилых помещений будет самостоятельно обслуживать дом», — отметил Виктор Мороз.
Появился новый элемент, который определяет порядок отключения должников (за просрочку более 30 дней) на предоставление услуг (кроме электроэнергии и газа). Предоставление услуг возобновляется в течение одного дня после полной оплаты или заключение соглашения о реструктуризации задолженности.
Из минусов стоит отметить обязанность информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг, об изменении собственника квартиры и фактическое число людей, которые постоянно проживают в квартире.

Комментарии запрещены.